МБОУ «Кривошеинская СОШ им. Героя Советского Союза Ф.М. Зинченко»
с. Кривошеино, Томской области
  • Полезные советы для родителей и педагогов





    У ребенка нет мотивации к учебе. Что делать?

    Проблема мотивации к учебе – одна из самых распространенных в школьном возрасте. Что делать, если ребенок не хочет учиться?

    Как часто я слышу на консультациях: “Мой ребенок учиться совсем не хочет! Уроки делает только с криками, пинками. Дома бесконечные споры и истерики, на разговоры и уговоры не реагирует, отвечает, что ему учеба вообще не нужна”. Когда начинаем разговаривать, выясняется, что ситуация такая возникла не в одночасье, а развивалась постепенно. Что же происходит с ребенком, который не хочет учиться?

    Первая причина. Сопротивление давлению родителей. Здесь я процитирую отрывок из статьи психологов Светланы и Елены Синякиных:

    “Предупреждение легче лечения” – истина давно известная, но многими пренебрегаемая. Предупреждать нежелание учиться надо с самого раннего возраста детей, когда они делают свои самые первые шаги по дороге знаний. Именно здесь родители могут наделать таких ошибок, которые впоследствии заставят схватиться за голову. Все родители стремятся дать дошкольнику побольше знаний, чтобы и читал, и писал, и считал, и задачки решал. При этом забывая о том, что главное — это умение дошкольника учиться: хотеть узнавать новое, быть любознательным, научиться жить в творческом поиске. Но, родители хотят показателей — чтобы быстро читал, чтобы правильно считал, нанимают учителей, от которых тоже требуют этих показателей, да ещё и как можно быстрее. И учителя «стараются» угодить родителям, которые платят именно за эти несчастные показатели, и тем самым за будущее нежелание ребёнка учиться, полное отсутствие интереса и всепоглощающую лень. Тщеславие родителей, желание удивить друзей способностями своего вундеркинда или вечные упрёки своего ребёнка, что он не такой талантливый, как соседский мальчик — всё это также способствует достижению совсем иных целей, чем мы предполагаем. Поэтому не спешите, не давите, не ругайте, не заставляйте, не наказывайте, не требуйте, а поощряйте, хвалите не только результаты, но и проявленный интерес, заинтересовывайте, стимулируйте, награждайте. Учебный процесс для дошкольника должен быть игрой, развлечением, приключением. А родители и педагоги обязаны сделать его таковым.

    Вторая причина. Неумение ребенка учиться и получать от этого удовольствие.

    Развивать привычку учиться нужно еще с дошкольного возраста. Именно в 5-6 лет ребенка намного проще заинтересовать учебой, превратить ее в увлекательное занятие, добавив по возможности элементы игры. Получение знаний может быть интересным занятием, особенно, если становится понятным, как эти знания можно применить (написать письмо бабушке, посчитать сдачу, прочитать вывеску на магазине). Тогда же стоит начать воспитывать организованность и контроль. Упустили момент? Ничего страшного, исправляйте ошибки и работайте вместе в первом, втором, третьем классе. Вам, как родителям, на первое время придется взять на себя работу по планированию дня ребенка, выстроить режим, научить контролировать время и правильно распределять нагрузку. Подчеркиваю – на первое время, и обязательно с целью научить ребенка делать это самостоятельно.

    Третья причина. Непонимание цели учебы.

    Дети часто задают вопрос: а зачем вообще учиться? Чтобы быть богатым? Так бывают миллионеры-двоечники, а бывают ученые-нищие. Чтобы было интересно жить? Мне и без учебы очень интересно!

    Нужно понимать, что в разном возрасте у детей разные мотивы являются ведущими. И, можно сказать, только в старшем подростковом возрасте приходит осознание ценности получения знаний как таковых. Выпускники часто уже имеют определенные жизненные цели, и понимают, что определенные знания помогут им в их достижении. А вот с младшими и средними школьниками разговор особый. В начальной школе дети в основном учатся для того, чтобы получить положительную оценку учителя или родителей. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки. В средних классах на первый план выходит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других одноклассников. Эти особенности разных возрастов стоит учитывать, когда вы работаете над формированием мотивации к учебе. Самым маленьким нужна похвала и восхищение. После 9-10 лет ребенку становится интересно соревноваться: сначала с другими, а потом – если родители направят эту энергию в правильное “русло” – с самим собой. Если вам интересно разобраться в тонкостях мотивации к учебе, советую прочитать статью “Зачем дети учатся” на сайте www.7ya.ru

    Четвертая причина. Усталость.

    Бывает так, что в первом полугодии ребёнок приносит отличные результаты, а к концу учебного года “скатывается”. Всё дело в усталости, которая тоже бывает разной. Если ребёнок устаёт физически, освободите его от дополнительных спортивных занятий, давайте возможность отдохнуть. Если же ребёнок испытывает умственную усталость (рассеянность, отсутствие концентрации, плохое восприятие материала), большее время уделите прогулкам на свежем воздухе, спорту, а вот дополнительные занятия шахматами могут и подождать. Эмоциональная усталость вызывает проблемы со сном (слишком возбуждённый ребёнок ночью не может уснуть, зато весь день сонный), от чего весь учебный процесс рушится, как карточный домик. В этом случае нужно использовать расслабляющие процедуры — поплескаться в ванной или бассейне, посмотреть добрый фильм, вместе склеить домик или самолёт.

    Пятая причина. Проблемные взаимоотношения в школе.

    Взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего родители очень мало знают о жизни своего ребёнка в школе: только с его слов (а он может нафантазировать или намеренно не говорить правду) и со слов учителей (которые порой могут не замечать проблем личного характера своих учеников). На самом же деле нежелание учиться обостряется ближе к переходному периоду, в 10–12 лет, когда дети хотят признания среди сверстников, но не получают его. Несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликтные ситуации с учителями — вот те причины, по которым дети часто не хотят идти в школу. Если проблемы возникли здесь, то самостоятельно справиться сложно. Задача родителей – не обвинять, потому что ребенок обычно – жертва обстоятельств, а не виновник конфликта. Нужно вникнуть в суть проблемы и попытаться исправить ситуацию совместно с учителями и психологами.

    Шестая причина. Заниженная самооценка, комплексы, страх быть неуспешным.

    Если всё детство вы сравнивали успехи своего ребенка с успехами других, более талантливых детей, при этом громко вздыхая о том, какой у вас балбес и тупица, то вы сделали всё для того, чтобы ваш ребёнок был уверен в своей неудаче. Так же может поступить и не очень квалифицированный педагог, публично унижая ребёнка при других детях за неудачи в учёбе. А если ребёнок уверен, что он сделает плохо, то зачем вообще это делать? “Лечение” комплексов возможно – самостоятельно, или с помощью психолога. Прочитайте статью о комплексах, и, самое главное, перестаньте сравнивать ребенка с другими.

    Седьмая причина. Протест и манипуляция.

    Если какое-то время вы воспитывали ребёнка с принципом «сделай и получи шоколадку», то теперь настала очередь ребёнка «воспитывать» вас подобным же образом: «нет шоколадки — не буду учиться». То есть вы не купили ему смартфон, а он не будет учиться. Что делать? Терпеливо и уверенно переводить отношения на новые “рельсы”. Ругань, скандалы, истерики, наказания вплоть до ремня – конечно, не являются удачным решением проблемы. Вводите соревновательные моменты, договаривайтесь о нематериальных поощрениях, ищите “ключики”, которые будут мотивировать вашего ребенка к учебе без материальных затрат с вашей стороны. Помощь психолога будет не лишней и в этом случае.



    Для тех родителей, которые хотят более глубоко погрузиться в тему, рекомендую книгу “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”. Авторы издания – эксперт по методикам эффективного обучения детей и подростков и детский психолог. В простой и понятной форме они дают родителям советы, как мотивировать ребенка – младшего школьника на учебный процесс. В книге на конкретных примерах разобраны жизненные ситуации реальных людей и даны четкие, пошаговые алгоритмы решения их проблем.

    Как вовремя распознать, что у ребенка появились комплексы, и как их предотвратить?

    Что такое “комплекс”? В бытовом смысле это слово имеет явный негативный подтекст и используется для описания “больного места” в психике. Задевая такое “больное место”, нечаянно или нарочно, можно спровоцировать неадекватное поведение человека, например агрессию или уход в себя. Часто понятие комплекса воспринимается как синоним комплекса неполноценности.

    Комплексы мешают жить, мешают гармонично развиваться. Чаще комплексы возникают в детстве и остаются на всю жизнь. Как же вовремя распознать, что у ребенка формируются комплексы, и как можно ему помочь справиться с ними?

    Признаки развивающихся у ребенка комплексов.

    Неуверенность в себе и в своих силах, ощущение, что он хуже других – такие признаки проигнорировать сложно. Проблема в том, что дети не всегда говорят нам о том, что чувствуют. И не только потому, что не доверяют – иногда им сложно выразить свои эмоции, или они могут даже не осознавать их до конца. Поэтому стоит понаблюдать за ребенком и обратить внимание на следующее:

    1. Ребенок стал говорить тише. Речь может стать невнятной, с “проглатыванием” окончаний, заискивающей. Извинения за свои поступки, даже самые незначительные – тоже тревожный признак.
    2. Возрастает самокритичность, переходя в самобичевание: “я плохой”, “у меня никогда ничего не получается”.
    3. Чаще жалуется на неприятности, плохое самочувствие.
    4. Болезненно реагирует на критику – плачет, оправдывается или, наоборот, все подтверждает и объясняет это тем, что он “плохой”.
    5. Невербальные сигналы: ребенок сутулится, пытаясь стать незаметным, садится на самый краешек, переплетает ноги, руки, опускает голову, теребит волосы, занавешивает глаза челкой.

    Кстати, о комплексах может говорить и с первого взгляда нетипичное поведение:

    1. “Громкая” самоуверенность в поведении, желание выделиться из толпы любыми возможными способами – необычная одежда, вызывающее поведение. Здесь, однако, родителям стоит быть осторожными в оценках: в определенной степени, такое поведение присуще детям подросткового возраста. Не стоит сразу “осаждать” ребенка и списывать все на комплексы. Просто обратите внимание и понаблюдайте.
    2. Болезненное самолюбие, стремление всегда побеждать и быть первым во всем. Уметь проигрывать – большое искусство, которому детей нужно учить обязательно, потому что оно помогает жить без стресса и любить себя, даже если особых достижений нет. Если ребенок постоянно доказывает себе и окружающим, что он лучше всех – задумайтесь. Достижения не должны становиться самоцелью.
    3. Агрессивность – еще один способ защититься от внешнего мира. Кто-то уходит и прячется в уголке, а кто-то грубит в ответ на любое оценочное суждение.

    Конечно, все эти признаки могут проявляться как по одному, так и в разных сочетаниях.

    Допустим, вам показалось, что ребенок изменился, и изменения в его поведении говорят о том, что он комплексует. Что делать внимательному родителю дальше?

    Как помочь ребенку справиться с комплексами?

    Чаще всего детские комплексы связаны с внешностью, или с “непохожестью” на других во всех смыслах: неуклюжесть на физкультуре, плохие отметки, неспособность сделать что-то, что могут другие. Масла в огонь подливает “возраст гадкого утенка”, а с ним – возможные проблемы с ростом, весом, чистотой кожи. Девочки комплексуют из-за рано появившейся (или наоборот никак не появляющейся) груди, мальчики – из-за прыщиков. Кого-то расстраивают веснушки, а кого-то – слишком, по их мнению, длинный нос. Говорить чаду о том, что он прекрасен таким, какой он есть, нужно обязательно. И напоминать о том, что из гадких утят зачастую вырастают прекрасные лебеди – тоже. Но ребенок хочет быть красивым сейчас, а не когда-нибудь. Что же делать?

    1. Обязательно помогайте справиться с тем, с чем справиться можно. Сходите к косметологу, приобретите специальные средства для умывания, дезодорант. Научите ухаживать за собой, рассказывайте, как это важно. Если причина переживаний – полнота, разработайте план снижения веса, и обязательно “худейте” всей семьей, а не держите ребенка на голодном пайке, пока другие члены семьи пьют чай с конфетами.
    2. Будьте внимательны к комплексам детей, не отмахивайтесь от них. Если ребенок сам начнет заниматься исправлением своих “недостатков” – это может закончиться не очень хорошо. “Худеющие” девочки делают это неправильно и могут довести себя до анорексии или булимии, мальчики – начать принимать запрещенные препараты “для мускулов”.
    3. Если по каким-то причинам недостаток исправить не получается, то объясняйте ребенку, что это – всего лишь небольшая часть его личности. Что он – это весь его необъятный внутренний мир, цели, интересы, и только в последнюю очередь – внешние проявления. Оценка друзей, одноклассников, безусловно, важна, однако зароните такую мысль: судят ли по таким мелочам настоящие друзья и воспитанные люди? Говорите с ребенком, как он сам относится к детям с какими-либо недостатками, оценивает ли он их по их внешности? И затем проводите аналогии с теми, кто оценивает его.
    4. Взращивайте уверенность ребенка в себе. Давайте ему задания, с которыми он может справиться самостоятельно, и будет гордиться тем, что у него получается. Именно поэтому освоение сложных навыков нужно разбивать на небольшие этапы, начинать с азов: задача не должна казаться непосильной!
    5. Научите правильно реагировать на критику, различать критику конструктивную и ту, что не несет никакой смысловой нагрузки. Первую нужно принимать с достоинством и использовать как шанс измениться к лучшему. Вторую – тоже с достоинством, но по-другому: не обращая внимания и не давая повода обидчику воспользоваться нестабильным эмоциональным состоянием.
    6. Не перехваливайте. Это может показаться странным советом, потому что на первый взгляд, лучшее лекарство от комплексов – это похвала. На самом деле, это не так. Ребенок всегда чувствует фальшь, поэтому хвалить нужно правильно и за дело. Это могут быть реальные достижения, или же просто старание, настойчивость, увлеченность процессом – подчеркивайте, что это тоже хорошие качества.
    7. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это один из самых верных способов пошатнуть его уверенность в себе и развить комплексы. Последите за своей речью: часто нам кажется, что ничего подобного мы не делаем, но сравнения могут быть непроизвольными. “Какая соседская Маша молодец, снова закончила четверть на пятерки!” (когда ваш ребенок еще расстроен своими четверками). Учите сына или дочь “соревноваться” с самим собой: сегодня стать чуточку смелее, настойчивее, внимательнее, добрее, чем он был вчера.

    Все эти советы замечательно работают, когда комплексов еще и нет: как известно, предотвратить любую “болезнь” всегда легче, чем лечить. Источником комплексов ребенка часто выступает не только коллектив, но и, как ни печально, семья. Поэтому безусловная родительская любовь – лучшая прививка и лучшее лекарство от любых комплексов. Когда малыш только родился, вам не нужны были никакие его успехи, чтобы любить: помните об этом и сейчас, и как можно чаще дарите это ощущение любви своему ребенку.

    Ресурсы и книги по психологии для родителей, которые я рекомендую

    Ниже я собрала ссылки на интернет-сайты и сообщества, а также список книг, которые помогут родителям понять своего ребенка и помочь ему.

    Сайты
    http://www.surkovainfo.ru – личный сайт психолога Ларисы Сурковой. Лариса – семейный и детский психолог, автор книг, участник телевизионных проектов, а также многодетная мама. На сайте вы найдете статьи по психологии, советы и решения по различным жизненным ситуациям.

    http://pedsovet.su/publ/89 – отличная подборка статей для родителей на профессиональном сайте “Педсовет”. От советов, как выбрать ранец, до рекомендаций, как пережить проигрыш на соревнованиях, как научить ребенка любить книги и что делать, если ребенок не хочет учить уроки.

    http://letidor.ru – большой портал для родителей детей любого возраста. Статьи про детей сгруппированы по возрасту, но кроме этого, здесь можно найти и новости о “звездных” детях, и советы по домашнему хозяйству, и отдельный портал для пап – “пападром”.

    http://orangefrog.ru – личный блог Юлии Юлии Луговской. Справа в окне “теги” можно выбрать статьи автора по конкретному возрасту: 5-7, 7-9, 9-12 лет и так далее. Юлия много пишет о семейных традициях – насколько они важны и как их развивать. Здесь можно найти множество идей домашних праздников, игр, совместного времяпрепровождения ребенка и родителя. Интересны записи по тегу “счастье материнства”.

    Книги

    Юлия Гиппенрейтер. “Общаться с ребёнком. Как?” и “Продолжаем общаться с ребенком. Так?”
    Автор учит слушать и слышать своего ребенка. Книга написана очень простым языком, в ней нет отвлеченных философских рассуждений, она полностью состоит из практических советов, примеров из жизни и рекомендаций по улучшению отношений в семье.

    Адель Фабер, Элейн Мазлиш. “Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили”
    Книга, схожая своими идеями с трудами Юлии Гиппенрейтер. Здесь больше юмора, и так же много примеров и случаев из реальной жизни. Основная разница в том, что это – зарубежный опыт.

    Ирина Млодик. “Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на заданную тему”
    Книга о том, как важно вовремя понять, что идеальным родителем быть не нужно и даже вредно. Очень сложно разрешить себе быть не очень хорошей мамой или папой, а обычными, такими, какими есть. Ирина Млодик в своей книге отвечает на вопрос, как это сделать.

    Даниэль Пеннак. “Как роман”
    Немного философская, но очень вдохновляющая книга о том, как привить ребенку интерес и любовь к чтению. Даниэль Пеннак – педагог, он много работал с детьми, в том числе и с особенными. Он сумел научить и привить любовь к чтению очень многим маленьким читателям.

    Марианна Лукашенко. “Тайм менеджмент для детей” и “Тайм менеджмент для школьников”
    В этих книгах в увлекательной и доступной форме объясняются самые популярные техники тайм-менеджмента. Освоив их, ребёнок научится планировать свой день, находить время для занятий, игр и полноценного отдыха. Эти навыки помогут ему стать более организованным и ответственным, научиться ставить цели и достигать их, что обязательно поможет ему в будущей взрослой жизни.

    Джин и Роберт Байярд. “Ваш беспокойный подросток”
    Для родителей подростков – одно из лучших “успокоительных”. Она – о том, как отпустить ребенка, предоставить ему право выбирать и жить своей жизнью, а вам – вспомнить о себе и о жизни своей.

    Людмила Петрановская. “Если с ребенком трудно”
    Книга адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. В книге много очень знакомых, “жизненных” примеров и простых, понятных объяснений.

    Шамиль Ахмадуллин, Диана Шарафиева. “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”
    Книга для родителей младших школьников с проблемами в мотивации к учебе. Здесь подробно объясняются основные причины нелюбви детей к учебе. Авторы издания – эксперт по методикам эффективного обучения детей и подростков и детский психолог – в простой и понятной форме дают родителям советы, как мотивировать ребенка – младшего школьника на учебный процесс. В книге на конкретных примерах разобраны жизненные ситуации реальных людей и даны четкие, пошаговые алгоритмы решения их проблем.

    Понять себя и других: что я рекомендую читать о психологии детям

    Книги, которые помогут ребенку разобраться в себе и отношениях с окружающими

    До недавнего времени литературы, которая в простой и увлекательной форме рассказывала детям о них самих, о их чувствах, их внутреннем мире, не было. Но в последние годы ситуация стала меняться. Теперь таких книг довольно много, и, к сожалению, не все из них качественные. Конечно, дети младшего возраста еще не сильно ориентированы на познание себя с помощью чтения, да и в возрасте 9-13 лет не каждый школьник готов читать книги по популярной психологии. Тем не менее, полезные и интересные издания есть. Некоторые из них родители могут приобрести и для себя – чтобы прочитать самим и чувствовать себя более уверенными в разговорах с детьми, которые случаются у всех. Особенно рекомендую книги Людмилы Петрановской:

              1.Людмила Петрановская. “Что делать, если” и “Что делать, если 2”. Замечательные книги, которые я советую иметь в любой детской библиотеке. Они написаны – и нарисованы! – специально для детей, и содержат массу дельных советов для самых разных ситуаций. Вот только часть глав:

    – Что делать, если ты один дома, а в дверь звонят
    – Что делать, если тебе повстречались чужие собаки
    – Что делать, если тебя дразнят ребята
    – Что делать, если с тобой никто не дружит
    – Что делать, если тебя сильно обижают
    – Что делать, если ты боишься темноты и монстров
    – Что делать, если учиться трудно
    – Что делать, если у тебя плохая память
    – Что делать, если ты неусидчивый и рассеянный
    – Что делать, если у тебя очень плохой почерк
    – Что делать, если твои друзья задумали плохое
    – Что делать, если предлагают попробовать наркотики, закурить или
    выпить

              2.Людмила Петрановская. “Что делать, если ждет экзамен?”. Еще одна хорошая книга Петрановской. Рекомендуется старшеклассникам и их родителям, однако ее можно читать и ученикам средних классов, и, наоборот, студентам. В ней рассказывается, как во время процесса подготовки к экзаменам не утратить душевного равновесия и избежать скандалов в семье. Школьникам книга оможет выучить материал и показать свои знания во время сдачи экзаменов, а родителям – правильно поддержать своего ребенка в этом важном и сложном жизненном испытании.

    Детям младшего и среднего школьного возраста, которые часто заводят разговор “о главном”, рекомендую книги Оскара Бренифье: “Что такое я?”, “Что такое счастье?”, “Что такое чувства?” и другие. В них вопросы о важном – часть забавной игры. Читать такие книги лучше вместе: в них много забавных картинок, но много и серьезных вопросов, которые помогут составить интересный диалог.

    Полезны будут и для детей, и для родителей книги по основам тайм-менеджмента (управления временем):

    1. Шон Кови. “7 навыков активных детей”. Книга ориентирована на старших дошкольников и младших школьников. Интересная и полезная книга, которая поможет в игровой форме научить ребенка нескольким полезным навыкам, в том числе связанным со взаимодействием с другими людьми. Например, героиня одной из историй убеждает маму разрешить ей завести огород, аргументируя, что хорошего получит и мама в этом случае. Книга научит детей таким принципам, как ответственность, планирование, уважение к окружающим, работа в команде, соблюдение баланса, грамотное распределение времени.
    2. Марианна Лукашенко. “Тайм менеджмент для детей” и “Тайм менеджмент для школьников”. В этих книгах в увлекательной и доступной форме объясняются самые популярные техники тайм-менеджмента. Освоив их, ребёнок научится планировать свой день, находить время для занятий, игр и полноценного отдыха. Эти навыки помогут ему стать более организованным и ответственным, научиться ставить цели и достигать их, что обязательно поможет ему в будущей взрослой жизни.

    Книги для детей постарше:

    1. Ирина Млодик. “Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей”. Книга, которую ребенок может прочитать сам, но идеально, если она станет поводом для совместных “душевных” разговоров.
    2. Томас Армстронг. “Ты можешь больше, чем ты думаешь”. Что на самом деле значит быть умным? Интеллект – это не только хорошие оценки, высокие результаты тестов и умение запоминать. На самом деле, интеллект проявляется во многом – в творчестве, в музыке, в спорте, в умении видеть красоту природы, в эмоциях и способности находить общий язык с окружающими (и даже это еще не все). Прочитав эту книгу, ваш ребенок поймет, что можно быть умным в самых разных областях. Книга подойдет и тем детям, которые переживают, что не всегда получают высокие баллы, и, наоборот, тем ребятам, которые сосредоточены на хороших оценках.
    3. Эндрю Мэтьюз. “Прорвемся! Как справиться с проблемами”. В книге в непринужденной манере, легким языком обсуждаются основные проблемы подростков: комплексы, непопулярность у одноклассников, первая любовь, выбор профессии, жажда самостоятельности и так далее. Здесь можно найти мудрые и ненавязчивые советы по их преодолению. Книгу отличает хороший юмор и интересные иллюстрации.
    4. Владимир Леви “Искусство быть собой” и “Искусство быть другим”. Классика психологической литературы, книги, написанные в конце 1970-х, но актуальные до сих пор.
    Что делать, если ребенок не хочет учиться?
    Статья психолога Светланы Владимировны Бажажиной

    Статья психолога Светланы Владимировны Бажажиной (http://svetlana-psy.ru/)

    Пробудить в ребенке желание учиться не так-то просто, особенно если у него есть нелюбимые предметы, строгие преподаватели, успеваемость не самая высокая. Сидеть полдня на уроках занятие не из самых приятных. А дома еще и задание на следующий день задали. А юная душа просится на свободу, прыгать, играть, веселиться с друзьями. Ведь в мире столько всего интересного, а тут заставляют складывать числа, писать прописи и еще говорят слово «надо», «должен», «это твоя обязанность». После таких слов вообще руки опускаются.

    Родители в это время находятся в затруднительном положении. Если ребенка наказывать и требовать от него прилежного обучения, то учеба все равно не будет приносить радости. Слово «надо» и «обязан» вообще звучит как приговор и для детей и для взрослых. Если дать ребенку свободу, чтобы он сам контролировал свои действия, то может начаться хаос и школа пойдет под откос.

    Вот и приходится искать маленькие хитрости, для того, чтобы обойти внутренне сопротивление ребенка и помочь ему полюбить или хотя бы немного увлечься школьными знаниями.

    1. В современном образовании основным мотивом для обучения являются оценки. Ребенок учится на «отлично» и «хорошо», потому что ему нравится, когда его хвалят, к нему обращаются за помощью одноклассники, ему вручают награды и призы, ставят в пример. Ребенок чувствует вкус успеха. Поэтому прививать успешность и наслаждение успехом нужно с самого начала учебы. Если ребенок хотя бы раз испытает его, он будет стремиться к успеху всю жизнь.Поэтому первым делом, расскажите ребенку, как это здорово, когда тебя хвалят и любят. Пусть он знает, что родители верят в его успех, гордятся им и готовы помогать ему на его пути.

    2. Однако оценки, не единственный способ помочь сыну или дочери учиться с удовольствием. Следующий шаг – развитие талантов ученика, выбор приоритетного направления науки или искусства, которое поможет ребенку реализовать себя и свой творческий потенциал. Особенно это важно для тех мальчиков и девочек, которые не успевают по основным предметам, но имеют определенные склонности к какому-либо виду творчества: театральное искусство, пение, спорт, лепка, кулинария и т.д. Тогда ребенок, получая удовольствие от творчества, будет иметь силы на выполнение других учебных программ.

    3. Желательно объяснить ребенку, зачем он учится. Требовать от ребенка прилежного ученичества трудно, если он не понимает, какую выгоду он от этого получит и зачем ему вообще это нужно. Расскажите на своем примере, как школьные знания помогли вам достичь успеха в жизни и что позитивного ждет ребенка в будущем.

    4. Как раз личный пример родителей или история о сказочном герое служит хорошим подспорьем в учебе. Если рассказать ребенку, что мама и папа в школьные годы учились отлично, и что они знают, что их ребенок тоже будет успешным, то он будет тянуться к этому образу, ровняться на старших. А если рассказать ребенку, что Человек-Паук хорошо учился в школе, и эти знания помогали ему в поимке преступников, то ребенок захочет тоже собрать эти знания. Ведь без них герой комиксов не смог бы рассчитать, что его паутина сможет остановить поезд и не смог бы рассчитать правильную траекторию полета.Если ребенок увидит, что на научных знаниях живет весь мир и сказочный и реальный, что природа растет по принципу золотого сечения, прочитает о чудесах света, об удивительных свойствах цифр, то его удивлению не будет конца. А удивление – это важный шаг к познанию.

    5. Играйте со знаниями! Лучше передавать знания в игровой форме. Пусть буквы и цифры оживают, имеют свой характер, путешествуют по сказочному миру. Пусть ребенок станет участником этого мира, помогает им навести порядок и жить в гармонии. Природу лучше изучать не в книге, а в парке или у бабушки в деревне. Математику и письмо лучше изображать на рисунках и в сказочных историях. Применять научные знания можно и за столом в процессе ужина. Посчитать, сколько котлет сделала мама, сделать им глаза из майонеза, волосы из петрушки, придумать имена и истории о них. Можно научить ребенка взаимодействовать со стихиями. Например, изучить свойства огня, его опасность и способы взаимодействия с ним, если огонь нужно укротить. Ведь он тоже живой и имеет свой нрав. Но с ним можно договориться.

    6. Научите ребенка справляться с трудностями и правильно их воспринимать. Не ругайте ребенка за плохие оценки, особенно если вы видите, что он сам напуган и расстроен. Поддержите его, скажите, что в следующий раз у него обязательно все получится. Скажите ему, что иногда случаются неудачи. Но они делают нас сильнее и закаляют характер.

    7. Если ребенок не может сосредоточиться, значит, возможно, у него случилась информационная перегрузка или он слишком возбужден. Снизить активность ребенка можно, дав ему возможность выплеснуть свою энергию в игре или переключить его на какое-то полезное физическое действие (уборка в доме вместе с мамой, игры, в которых нужно замирать, останавливаться, прятаться).

    Настраивать ребенка на учебу лучше заранее, за несколько часов до ее начала.

    Желательно сохранять четкий режим дня, чтобы организм знал, когда должен отдыхать, когда работать.

    Если же вы заметили, что успеваемость ребенка стремительно падает, он находится в подавленном настроении, то нужно изучать его внутренний мир. Возможно, ребенок столкнулся с проблемой общения со сверстниками или учителями, переживает какие-то внутренние страхи, кризис. В этом случае, желательно обратиться к психологу, чтобы он провел более тщательную диагностику и применил психокоррекционные подходы.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике